Кыргызский Государственный Технический Университет им. И. Раззакова

Учебно- методическая работа


УЧЕБНАЯ РАБОТА

Реализация учебных планов и учебных программ

Основные профессиональные образовательные программы кафедры определяют содержание и структуру процесса обучения по конкретным специальностям (направлениям подготовки), разработаны на основе многолетнего опыта научной и учебно-методической работы на кафедре и обеспечивают подготовку бакалавров и магистров в соответствии с государственными образовательными стандартами. Основные профессиональные образовательные программы разработаны строго на основе ГОС ВПО КР и включают рабочий учебный план (РУП) и учебные программы дисциплин и практик.

Базовые учебные планы разработаны, в соответствии с действующим ГОСВПО разработанный УСО и утвержденный МОиН КР,  по всем направлениям закрепленным за кафедрами и подписаны заведующим кафедры, начальником учебного управления,  первым проектором и утверждены на Ученом совете КГУСТА им. Н.Исанова. Контроль за содержанием и сроками разработки или корректировки РУП и рабочих программ осуществляет УИУ. В РУП дисциплины группируются по следующим циклам: Б1.Гуманитарный, социальный и экономический; Б2. Математический и естественно-научный;  Б3. Профессиональный.

Учебно-методические комплексы дисциплин, закрепленные за кафедрой, также разработаны в соответствии с действующими нормативными документами (Государственный   образовательный   стандарт высшего профессионального  образования и Базовый учебный план). По всем учебным программам есть фонд оценочных средств и экспертное заключение.

Контроль за выполнением учебных программ осуществляется заведующим кафедрой, директоратом и учебным управлением посредством проверки групповых журналов, силлабусов и индивидуальных планов ППС. В течение семестра в сроки, устанавливаемые рабочим учебным планом на год, проводится текущий контроль успеваемости студентов, целью которого является контроль посещения занятий и выполнения учебного графика каждым студентом.

  Применение в учебном процессе современных инновационных технологий обучения.

Кафедра уделяет большое внимание совершенствованию учебного процесса.  Ключевыми задачами, стоящими перед кафедрой, являются:

- формирование механизмов оценки качества и востребованности образовательных услуг с участием внутренних и внешних стейкхолдеров, разработка и оценка результатов и достижений;

- обновление содержания и технологий учебного процесса в соответствии с современными требованиями экономики, достижение баланса фундаментальности и компетентного подхода, интеграции образования, науки и производства;

- обеспечение качества обучения с точки зрения пригодности выпускников к профессиональной деятельности, отвечающих требованиям рынка труда.

В учебном процессе применяются следующие инновационные программы обучения:

Сorel Draw, Photoshop, 3D MAX, Auto Cad, Archi Cad. 

Работа по составлению и контролю за исполнением учебных занятий, ГАК, учет и принятие мер к нарушителям

Комплексный контроль учебного процесса осуществляется как директором ИАД, УИУ, деканатом, так и кафедрой, с целью выявления соответствия БУП, ООП, качества подготовки студентов требованиям ГОС ВПО; реализации БУП и рабочих программ; теоретико-методического уровня проведения занятий, СРС, материально-технического обеспечения учебных занятий и состояние учебно-материальной базы.

Контроль проводится в форме:

- комплексных и тематических проверок кафедр, заслушивания их на Ученом совете ИАД;

- участия директората в заседаниях кафедр и совещаниях отделов;

- рассмотрения и утверждения зав. кафедрой и директором учебно-методической документации и документации по организации учебного процесса;

- контроля проведения занятий ППС и посещаемости студентов;

- контроля проведения модульного контроля, соблюдение правил и расписания экзаменов, заседаний ГАК;

- контроля успеваемости и качества подготовки студентов;

- обсуждения учебных и учебно-методических пособий и разработок;

- проведения проверок выполнения распорядка дня, расписания занятий, планов работы кафедр, отделов, служб и индивидуальных планов преподавателей;

- проведение тестирования знаний студентов по учебным дисциплинам, закреплённым за соответствующими кафедрами.

К нарушителям применялись профилактические беседы со стороны зав. кафедрой, при систематических нарушениях вопрос рассматривался на заседаниях кафедры.

 Работа со студентами по посещаемости занятий, учет и организация, и технология отработки пропущенных занятий и консультаций.

Учет посещаемости занятий студентами в 2022/-2023 учебном году ведется в групповом журнале старостой и преподавателями. Контроль посещаемости занятий студентами осуществлялся на трех уровнях:

  1. старосты групп;

2 – кураторы;

3 – заведующий кафедрой совместно с методистом кафедры;

Старосты учебной группы отмечали в групповом журнале явку студентов, после окончания занятия подписывали у преподавателей, информировали кураторов групп о пропусках учебных занятий (в осеннем семестре в онлайн формате, в весеннем семестре в смешанном формате).

Преподаватели также (в осеннем семестре в онлайн формате, в весеннем семестре в смешанном формате) проверяли наличие студентов на занятиях и отмечали неявку студентов на занятие. Кураторы групп отслеживали посещения занятий студентов по расписанию занятий своих групп, принимали меры по выяснению причин отсутствия студентов на занятиях, ежемесячно подводили итоги посещаемости студентов с дифференциацией уважительных (на основании документов о болезни и др.) и неуважительных причин, информировали родителей студентов о систематических пропусках учебных занятий, профилактические беседы со студентами для снижения количества пропусков занятий. При выявлении систематических пропусков занятий студентами выяснялись их причины посредством беседы со студентами и их родственниками. Студенты, имеющие большое количество пропусков занятий, брали дополнительные задания и отрабатывали пропущенные занятия согласно установленному графику ППС кафедры.

Зав. кафедрой осуществлялась проверка журналов посещаемости студентов учебных занятий, анализ посещаемости занятий и принимались необходимые меры.

Директорат регулярно проводил мониторинг посещаемости занятий, и на заседаниях Ученого Совета представлял результаты, принимали решения по включению в рапорта на отчисление студентов, систематически не посещающих занятия или потерявших связь с университетом.

 Организация курсового и дипломного проектирования

         Курсовые проекты, работы по специальным  дисциплинам выполняются согласно УМКД и учебному графику под руководством преподавателей.

         Темы дипломных проектов утверждены в соответствии с современными  требованиями, предъявляемыми к подготовке специалистов по направлению подготовки 750200 «Дизайн архитектурной среды». Темы обсуждаются и утверждаются на заседаниях  кафедры.

 Контроль за  выполнением преподавателями индивидуальных планов

 Ежегодно в августе - сентябре на основе распределенной учебной нагрузки ППС заполняют индивидуальные планы – по учебной нагрузке, выполнению работ по учебно-методическому, научно-исследовательскому, организационному, воспитательному разделам. Преподаватели обязаны представить отчет о выполнении своего индивидуального плана после 1 полугодия и в конце учебного года на заседании кафедры. После окончания учебного года зав. кафедрой дает качественную оценку работы преподавателя и рекомендации кафедры.

Контроль за заполнением и выполнением преподавателями индивидуальных планов осуществляется зав. кафедрами. Зав. кафедрами дважды в год контролируют заполнение индивидуальных планов ППС, проводят заседания кафедр, где рассматриваются вопросы выполнения индивидуальных планов.

Организация выполнения курсовых и выпускных квалификационных работ

Общее руководство курсовыми работами осуществлялось зав. кафедрами, непосредственное руководство осуществлялось руководителем - преподавателем соответствующей учебной дисциплины. Ответственность за качество курсовых работ несет руководитель. Подбор тематики курсовых работ проводился исходя из содержания дисциплин и в основном ориентированы на изучение и решение актуальных производственных проблем и задач, опираясь на фактические данные предприятий.

Руководители курсовых работ выдали задания на второй неделе семестра, проводили вводное занятие, осуществляли консультирование выполнение отдельных разделов и обеспечивали студентов необходимыми методическими разработками в онлайн и офлайн формате.

 Контроль за выполнением преподавателями индивидуальных планов.

Ежегодно в августе - сентябре на основе распределенной учебной нагрузки ППС заполняют индивидуальные планы – по учебной нагрузке, выполнению работ по учебно-методическому, научно-исследовательскому, организационному, воспитательному разделам. Преподаватели обязаны представить отчет о выполнении своего индивидуального плана после 1 полугодия и в конце учебного года на заседании кафедры. После окончания учебного года зав. кафедрой дает качественную оценку работы преподавателя и рекомендации кафедры.

Контроль за заполнением и выполнением преподавателями индивидуальных планов осуществляется зав. кафедрами. Зав. кафедрами дважды в год контролируют заполнение индивидуальных планов ППС, проводят заседания кафедр, где рассматриваются вопросы выполнения индивидуальных планов.

 Учебно-методическая работа

        Согласно ГОС ВПО по направлению подготовки 750200 «Дизайн архитектурной среды» и БУП профилей: «Дизайн городской среды», «Дизайн интерьера»,  разработаны учебно-методический комплекс (УМК) по всем дисциплинам закрепленным за кафедрой, разработаны рабочие программы, силлабусы, тестовые задания и экзаменационные билеты, методические указания и дидактический материал.

 Планирование к выпуску учебно-методических пособий и разработок, его выполнение.

По методической работе на кафедрах можно сделать вывод о профессиональных качествах ее преподавателей. Подтверждением этого должно служить и выполнение планов научных исследований по совершенствованию учебного процесса, подготовке учебных пособий, методических разработок для преподавателей, методических указаний для студентов и т. п. Улучшение методической работы и совершенствование педагогического мастерства преподавателей – взаимосвязанные и взаимообусловленные процессы, так как направлены на формирование главной фигуры учебно-воспитательного процесса – преподавателя.

Учебно-методическая работа ведется по кафедре согласно утвержденным планам. Разработаны БУП в соответствии с ГОС ВПО КР, УМК, силлабусы по дисциплинам, издаются учебные пособия и учебно- методические разработки. На кафедре за истекший период проведен ряд семинаров, круглых столов и гостевых лекций.

Расчет и распределение учебной нагрузки

Штатное расписание преподавателей кафедры определяется в начале учебного года зав. кафедрой в соответствии с объемом часов и утвержденными нормами часов должностных единиц.

Объем учебной нагрузки в год  для:

Профессора: 750 часов

Доцента – 800 часов

Старшего преподавателя - 850 часов

Преподавателя – 860 часов

Ход выполнения нагрузки периодически контролируется заведующей кафедрой.

Индивидуальные планы преподавателей  утверждались на заседаниях кафедры в начале учебного года Контроль  над  выполнением  индивидуальных планов осуществляется дважды в год: за 1-ое полугодие  и в конце учебного года, и утверждается  на заседании кафедры.

 График работы ППС и УВП кафедры, расписание занятий, отработок, консультаций.

На кафедре составлен график работы ППС, который включает учебные занятия, индивидуальные работы со студентами, учебно-методическую работу, индивидуальные занятия по науке со студентами, ЛАЗ, консультации, научную работу преподавателей.  График работы УВП в аудиториях по расписанию занятий  с 800-17.30 ч.

В случае нарушений, срывов занятий или опозданий преподавателей, на заседании кафедры принимаются определенные дисциплинарные меры, и дополнительно проводится за ними контроль. 

В графике работы преподавателей кафедры отражены расписание занятий, время и аудитории проведения индивидуальных консультаций по дисциплинам, консультаций КР, КП, а также время и аудитории для проведения ЛАЗ. График работы составляется в начале учебного года и второго полугодия.

Соблюдение графика работы ППС и УВП контролируются заведующей кафедрой и со стороны деканата ТФ.

Работа по контролю качества учебного процесса на кафедре ведется согласно плана

ПЛАН РАБОТЫ КАФЕДРЫ "ДАС" 
по контролю качества учебного процесса

Наименование мероприятий

ответственные

Сроки выполнения

1.

 

1.1

 

1.2

Мониторинг работы преподавателей

Уровень проведения лк., практ., лб занятий.

Оснащение дисциплин.

Форма проведения зачетов, экзаменов.

Зав.кафедрой, ответственные по направлениям

2 раза в год

2.

2.1

 

2.2

 

2.3

 

Взаимопосещение занятий

Утверждение графика взаимопосещения занятий  Взаимное посещение занятий преподавателями

Обсуждение качества проведения занятий по направлениям «Дизайн городской среды» и «Дизайн интерьера»

Ответственные по направлениям

В течении года

 

2.3.1

2.3.2

По методике преподавания.

По использованию ТСО, компьютерных программ.

Преподаватели кафедры

Согласно графика взаи

мопосещения

3.

Внесение предложений по повышению качества проведения учебных занятий

Все преподаватели, ответственные по направлениям

Ноябрь

4.

4.1

4.2

4.3

Мониторинг знаний студентов

Текущий контроль.

Итоговый контроль.

Гос. аттестация

Все преподаватели

В течении года

5.

Оценка качества преподавания дисциплин

Зав. кафедрой

Ноябрь, апрель

6.

Внедрение новых технологий обучения в учебном процессе

Все преподаватели,

ответственные по направлениям

В течении года

7.

Корректировка, совершенствование учебных планов по направлениям

Ответственные по направлениям, зав

кафедрой

Май

 

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ЛЕКЦИЙ

Методика преподавания

  • Методическая оснащенность
  • Взаимосвязь преподаватель – студент – преподаватель
  • Взаимосвязь преподаватель – студент – студент
  •  Новизна материала
  • Наличие примеров и их яркость
  • Доступность изложения
  • Эмоциональность
  • Наглядность в т. ч.. технических средств, посещаемость
  • Качество практических занятий     

  • Применение компьютерных и информационных технологий
  • Посещаемость занятий
  • Соответствие лекционному курсу, полнота охвата материала
  • Индивидуальный контроль
  •  Методика преподавания

  • Наглядность результатов выполненных работ
  • Оборудование мастерских
  • Наличие в мастерских справочного материала
  • Организационная работа по выполнению курсовых проектов
  • Доля работ исследовательского характера
  • Система предварительного собеседования
  • Метод сдачи курсового проекта
  • Применение компьютерной техники